<span style="color:#CC0000;">Бархат – история ткани и платья из бархата</span> - «Мода»
Бархат был символом достатка, преемственности, преклонения. Название его произошло от немецкого слова Barchent. Первыми оценили красоту бархата жители Апеннинского полуострова, затем французская знать, а за ними – англичане и русские.
Бархат – ворсовая ткань с мягкой пушистой лицевой поверхностью. В качестве основы может быть шёлк, хлопок, шерсть.
Ворсовую нить при прядении вытягивают с помощью специальных приспособлений, металлических прутков, так, чтобы она образовывала на лицевой стороне петельки. Затем их разрезают или оставляют неразрезанными. В первом случае бархат называется разрезным, а во втором – неразрезным или петельчатым.
Одни историки приписывают технику изготовления бархата китайцам, другие – ткачам древней Индии. Как бы то ни было, бархат пришёл в Европу с Востока в XII веке. Вывозили византийский и арабский бархат, но спрос на него был огромен, мягкую, нежную и красиво драпирующуюся ткань быстро оценили. За неё готовы были платить большие деньги, бархат оценивался наравне с редкими ювелирными украшениями.
В 1247 году в Венеции местные ткачи изготовили необычайный по красоте бархат на шёлковой основе с золотой нитью. Этот бархат имел довольно трудоёмкое изготовление, применялись дорогие красители. Венецианский бархат получил статус самой престижной ткани. Затем роскошную ткань начали производить ткачи Генуи, Флоренции, Милана.
В XIV столетии в Италии выпускали бархат разного цвета. Бархат был необычайно популярен, а в эпоху поздней готики и Ренессанса появился узорный бархат. Часто рисунки создавались известными художниками. В эпоху барокко появился многоцветной бархат.
Из бархата шили праздничные одеяния королевские особы и придворная знать, высшие иерархи церкви, их наряды украшались золотом и серебром, жемчугом и драгоценными камнями. Самые богатые люди могли позволить себе из бархата плащи, пояса, попоны для коней, отмеченные геральдическими символами. Вся светская знать старалась подчеркнуть своё достоинство и высокое социальное положение хотя бы шапкой, сшитой из бархата.
В каждом семействе хранились бархатные одеяния и передавались по наследству из поколения в поколение. Часто в завещаниях бархат упоминался вслед за недвижимостью, впереди драгоценностей и денег. Наиболее богатые и знатные демонстрировали не только одежду на себе, но обивали мебель и драпировали стены и даже военные шатры и погребальные повозки.
Постепенно расширялось производство бархата и во Франции, но спрос на него не уменьшался, бархатные наряды стоили дорого, тщеславные щеголи разорялись, приобретая дорогую одежду. Самые богатые запасы бархатных тканей находились в Италии.
Венецианцы считали пурпурный цвет самым престижным для высокопоставленных особ, и в знак почтения к высоким гостям, посещавшим их город, дарили им роскошные наряды из пурпурного бархата. «Никогда и нигде не было такого разнообразия тканей, как в Венеции XVI века». В дни больших праздников залы дворцов, церкви, гондолы, фасады домов и даже площади были увешаны или устланы бархатом, парчой, коврами редкой красоты.
Французским монархам Карлу VIII, Людовику XII, Франциску I и Генриху II было недостаточно бархата, вытканного в Туре и Лионе, они вывозили его из Италии, где вели опустошительные войны, которые разоряли местных производителей и купцов драгоценных тканей. Отличительным цветом французских королей был чёрный бархат.
Поклонение бархату было таково, что даже многие состоятельные семьи во Франции начали разоряться. Тогда король Франции Франциск I в 1543 году запретил дворянам носить бархат. Однако в 1547 году новый король Генрих II отменил этот указ с условием, что бархатные наряды придворная знать может носить только на торжественных церемониях. Затем последовали условия о ношении бархата и для других сословий, некоторым из них предписывалось носить наряды лишь с отдельными бархатными элементами, в качестве декора. Носить бархатные наряды, когда хотят и что хотят, могли только члены королевской фамилии.
Через какое-то время в результате смены королей всё опять возобновилось – придворная знать ради своего тщеславия разорялась на бархатных нарядах.
В конце XV – XVI веков наибольшее количество бархата – «мохнатого шёлка» в Европе находилось в руках Венеции и Франции. Следует отметить, что бархат Средневековья был слишком плотным и тяжёлым, в таких бархатных нарядах было не просто передвигаться, разве что величественно и с достоинством.
В середине XVIII века, благодаря новым технологиям ткачества, появился тонкий бархат и менее дорогой, что позволило и простому люду шить из него жилеты и панталоны, сюртуки, платья, шляпки и туфли. Появилось красивое украшение бархотка – чёрная бархатная ленточка, которую женщины носили на шее, чтобы оттенить её красоту и белизну.
На портретах известных живописцев, изображающих королей и высокую знать, мы можем увидеть их в лучших бархатных нарядах.
Ж. Фуке. Портрет Карла VII, 1444.
Тициан. Портрет дожа Андреа Гритти.
Император Наполеон Бонапарт пожелал увидеть себя в красном бархатном одеянии на фоне бархатной драпировки. Текстильная промышленность Франции при Наполеоне стала основой благосостояния Франции. Наполеон старался подчеркнуть превосходство французских ткачей над итальянскими.
Жан Огюст Доменик Энгр «Наполеон на императорском троне», 1806
Роль бархата в истории человеческих страстей оказалась наравне со страстью к драгоценным камням и металлам.
ХХ век с его свободой и демократией казалось бы должен был отказаться от королевской ткани, воплощающей аристократизм. Но нет, новые технологии сделали бархат ещё более роскошным и доступным, а способы использования его помогли смириться тем, кто «за свободу и демократию». Он до сих пор является любимым материалом кутюрье. В 1938 году публика могла бы удивиться – знаменитая Мадемуазель изменила своим принципам, и создала костюм из бархата. За Шанель последовали другие знаменитые кутюрье – Скиапарелли, Бальмен, Роша, Фат, Диор, Живанши, Унгаро, Вествуд, Готье, Ив Сен Лоран (его дамский смокинг из бархата) и многие, многие другие.
Бархат дарит ощущения счастья и тепла, он не собирается покидать подиум, продолжая своё победное шествие, как и сотни лет назад.