Взрослый fashion: про эйджизм в моде и не только - «Мода»
Изучаем сложную тему эйджизма, которая касается всех нас
За всю жизнь мы переживаем несколько этапов, когда переходим из одной возрастной категории в другую, превращаясь, например, из подростка во взрослого. Каждый из этих периодов по-своему уникален, как уникальна вся наша жизнь. И каждый подобный «уровень» имеет свои характеристики, поэтому так интересно изучать возрастные изменения человека.
И нет, это не означает, что все подростки обязательно агрессивные и страдают от перепадов настроения, а все взрослые переживают «кризис среднего возраста». Но многие из этих наблюдений действительно правдивы (привет нашим гормонам).
Reserved
But! С возрастом в нашей культуре связано слишком уж много предубеждений, которые сродни стандартам красоты (то есть дискриминируют большую часть людей). Как они проявляются? Например, людям старшего возраста советуют придерживаться классического стиля и не носить яркие цвета, их не берут в модели, да и вообще их будто бы не существует.
Подростков же стараются усмирить и отрицают все, что говорит о «поиске себя»: будь то причастность к субкультуре, увлечение рэпом или розовые волосы. Все подростковое воспринимается как нечто опасное, то, что впоследствии может привести к неправильному выбору, не тому пути. Об этом, кстати, клево спела Алена Швец в песне «Портвейн»– там прямо отражено типичное поведение юной девушки, ее метания, попытки переступить черту запретного, влюбленность и бла-бла-бла.
По старым стандартам, ближе к 30 жизнь женщин и мужчин (но их – в меньшей степени) меняет свой привычный ход и начинает быть чем-то вроде гонки за ушедшей молодостью. Период, когда ты был юн, а гладкое, чистое лицо скрывало истинный возраст, якобы считается лучшим. Люди боятся морщин, боятся стареть, в конечном итоге боятся смерти. И все эти страхи естественны и объяснимы.
Логика такая: если у меня появились морщины, значит, я старый, а это, скорее всего, означает, что я скоро умру. И долгие годы глянец пел оды тем же возрастным стандартам. Роскошные тела юных моделей и обилие фотошопа на лице той или иной взрослой звезды создают иллюзию того, что они застыли во времени и не поддаются его законам. Мы верим всему этому, и появляются комплексы.
Сергей Арктика, Oldushka models
Эйджизм в моде и как его преодолели (или нет)
Примерно в 2015 году общественные настроения стали меняться. Все больше внимания теперь обращают на дискриминацию по самым разнообразным признакам, политика «антиэйджизма» постепенно проникает в моду. Как ты понимаешь, антиэйджизм – это термин, образованный от английского anti-age – «против возраста».
Проявляется он довольно просто. В рекламных кампаниях и на подиуме все чаще присутствуют модели, которые вышли из «модельного возраста», а он, между прочим, заканчивается в 25 лет. Дальше, считай, уже пенсионерка.
2015 По данным издания Business of Fashion, средний возраст героев и героинь самых ярких рекламных съемок сезона весна – лето 2015 варьировался от сорока пяти лет до восьмидесяти. Так, лицом бренда Celine стала американская писательница Джоан Дидион, Versace пригласили Мадонну, а 71-летняя Джони Митчелл стала лицом Saint Laurent.
Versace
2016 В следующем сезоне все вернулось на круги своя, и на место зрелости снова пришла юность (а именно – 20-летние модели). Это особенно забавно – когда целевую аудиторию бренда представляют женщины среднего возраста, а в рекламных кампаниях участвуют практически подростки. Ведь, с одной стороны, рекламная кампания – это способ коммуникации с клиентом, с другой – попадая в социальные сети, она в большей степени охватывает новое поколение.
2017 Не отступил от тенденции на разнообразие Демна Гвасалия. Можно сколько угодно анализировать его дизайнерские способности, но отрицать факт того, что он чувствует дух времени как никто другой, не получится. В своей коллекции (весна – лето 2017), повествующей о типичных городских персонажах, он показал пожилую даму в роскошной шубе, уверенно вышагивающую по подиуму.
Он представил нам образ состоявшейся леди, которая точно знает, что такое стиль. Тем временем с развитием феминизма борьба со стигмами (в том числе возрастными) становится все более актуальной.
2018 А коллекция Versace весна – лето 2018 уже окончательно укрепила эту идею. Неожиданно для всех Донателла продвинула в массы достаточно простую мысль о том, что модели должны быть разными. В чем это выражалось? В финале показа на подиум вышли супермодели 90-х: Клаудия Шиффер, Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд, Хелена Кристенсен и Карла Бруни. Можно сказать, что это триумфальное возвращение в прямом смысле вернуло моделей прошлых лет в индустрию.
2019 год только начался, а в индустрии уже все не так однозначно. Одну сторону медали представляют модели из агентства Oldushka, которые постепенно, но завоевывают мир. Например, Сергей Арктика принял участие в первом показе экс-дизайнера Dior Homme Криса Ван Аша для Berluti, а 67-летняя Татьяна Лукьянова появилась в Инстаграме косметического бренда M.A.C.
Другая сторона – это жестокость индустрии по отношению к моделям, которые не вошли в топ (возрастной модели все так же тяжело получить работу), да и к обычным людям. Ведь мы продолжаем комплексовать из-за возраста (даже когда это необъективно и тебе 18) и встречать каждый свой день рождения с тоской в груди.
Поэтому я решила поговорить с тремя разными представителями fashion-индустрии о том, как они видят тему возраста в моде. Вместе мы попытались понять, как обстоят дела с эйджизмом и что нам со всем этим делать.
Игорь Гавар, основатель агентства возрастных моделей Oldushka
Говорить о том, какое отношение к возрасту в индустрии было и какое стало, трудно, потому что самого явления «возрастная модель» до недавних пор не существовало. До запуска Oldushka в русскоязычных изданиях я встречал лишь пару съемок с героями 50+, причем известными, например с актрисой Светланой Светличной, но о формировании тенденции речи не шло.
Возможно, потому что никто не акцентировал внимание на красоте людей старшего возраста, как это сделали в Oldushka.
Мы создали интересное эстетическое предложение, и модная индустрия откликнулась на него. Судя по тому, что востребованность возрастных моделей в целом растет, брендам интересно работать с ними. Новостной пик этой истории еще не достигнут, ведь пока ни одно из наших модных изданий не поместило на обложку российскую возрастную модель, а число брендов, сделавших лицом возрастную модель, можно пересчитать по пальцам.
?1/3?Street style
Street style
Наоми Кэмпбелл
С одной стороны, тренд на антиэйджизм имеет экономическое происхождение, число пенсионеров в России, как и во всем мире, растет, люди старшего возраста становятся важной частью целевой аудитории брендов. С другой – в социальном плане происходит мощная рефлексия на тему старения, переосмысление роли старшего поколения в обществе. Модная индустрия как часть экономики, чуткая к социальным изменениям, ловит тенденции и реагирует на них.
В частности тем, что пересматривает ею же установленные каноны, утверждавшие, что женщина выглядит хорошо, если выглядит моложе своих лет. Это противоестественная установка, которая лишь приумножает комплексы. Ведь возрастные изменения – это естественная часть жизни, которая коснется каждого человека. В этом контексте появление взрослых моделей в индустрии красоты – важная составляющая здорового отношения людей к возрасту.
Саша Сергеева, модель, автор Телеграм-канала Fabb Model’s life
Когда мы говорим про возраст, я сразу вспоминаю про активистку Рейн Дав. В одном из видео она рассказывает про свой ежедневный бьюти-ритуал, и вывод из него такой: продается только молодость, и она единственное, что будет притягивать всех и всегда.
Стало ли проще работать моделью после бума антидискриминационных флешмобов? И да, и нет. После #MeToo на каждом бэкстейдже появились зоны для переодевания, которых не было раньше.
Зато на обложках модных изданий рядом с коммерческой моделью теперь обязательно будет стоять нестандартная. Правда, когда наблюдаешь за этим, все равно возникает ощущение, что мы просто пытались не обидеть ту или иную группу людей. Это приводит к тому, что появляются ультрамодные представительницы определенной группы, а для остальных действуют все те же законы.
Sweet 16 все так же остается идеальным временем для модели, когда тебя могут заметить и превратить в топ-модель. Твоя фигура в идеальной форме, глаза не отражают никакого опыта (а значит, они невинны и прекрасны), и твоя кожа идеальна.
Сейчас хорошо, если за плечами модели есть интересная история, талант или драма, – это повышает ее шансы на то, чтобы быть замеченной. Но, например, свое заболевание ревматоидным артритом я скрывала два года – боялась, что меня вышвырнут. Вокруг множество девушек моложе и красивее, поэтому, если у модели выскочил прыщ, ее могут попросить уйти с кастинга до лучших времен. Когда агентство ищет новые лица, представители все равно делают упор на возраст и лицо.
?1/3?София, Oldushka models (съемка ELLE GIRL, декабрь 2018)
Vetements
Berluti
Работая на Неделе моды в Нью-Йорке, я заметила, что только Angel Chen берет возрастных моделей, в Милане их тоже совсем немного. Париж считается консервативным рынком. Так что тренды трендами, а я уже три года подряд вру, что мне 22. Ты просто не можешь сказать свой возраст, когда заполняешь анкету на кастинге и видишь, что всем девочкам 15–18 лет.
Стандарты красоты в мире моды остаются стандартами, даже если они выходят за рамки. Я видела, как плачут модели плюс-сайз, которых ругали за то, что они потеряли пару сантиметров в бедрах. Это точно не бодипозитив и не принятие себя. Думаю, лед тронется тогда, когда подбирающие моделей люди, от которых зависит твоя карьера, сами поверят в разнообразие.
Гоша Карцев, стилист, основатель модного образовательного проекта School Gosh
Разделение на молодежную и взрослую моду определенно есть. Например, каким бы классическим материалом ни считался деним, его использование подразумевает, что тебе нет 30. Из-за эйджизма в России как раз не существует понятия возрастного дресс-кода. Поэтому юные стараются выглядеть старше, а взрослые – наоборот. Я думаю, первым делом нужно научиться любить себя в любом возрасте и не пытаться его скрыть.
Для того чтобы найти этот свой стиль, необходимо определиться с любимыми вещами в гардеробе. Понять, в чем тебе наиболее комфортно, и начать экспериментировать. Потому что 18 лет – это тот возраст, который наиболее подходит для экспериментов. Выражение себя через одежду – самый простой способ адаптироваться в обществе, так что, пока есть время, советую попробовать все. А отправной точкой навсегда останутся любимые вещи; у меня это как раз джинсы, кроссовки и футболки (только джинсов я уже стараюсь избегать).
?1/4?Стоит также учитывать существование вневременных трендов – типа бежевого тренча, белых кед Converse и джинсов Levi‘s. Кстати, ухоженность, чистая кожа, чистые волосы и опрятность – это тоже сюда. Лучшее, что можно придумать для поиска себя, – это изучить базовый гардероб.
А вот ультрамодные тренды – это другое дело. Если уродские кроссовки в моде, это вовсе не означает, что их нужно покупать. Надо стараться искать баланс: понимать, кто ты (может быть, ты рокерша – тогда какие кеды?), сколько тебе лет и куда ты идешь, уместен ли твой наряд? Если ты работаешь в офисе и учишься на юридическом, то вряд ли тебе нужно брать элементы образа Фараона. Мода сейчас до такой степени обширна, что главное – это чувствовать себя комфортно.
Вывод
Возьму на себя ответственность сказать о том, что мы живем в эпоху перемен. Больше всего на это указывает та двойственность, которую мы видим в новостных сводках от fashion-индустрии и которую с помощью экспертов удалось изучить изнутри. Безусловно, заигрывание с толерантностью по всем фронтам – это чаще про выручку, чем про социальную повестку.
Ведь мода – это симбиоз бизнеса и искусства, где получение прибыли – основная задача.
Но я считаю, что даже если мы ради денег, ради выгоды будем показывать людям больше разных людей и образовывать их, то когда-нибудь сами привыкнем к этой разности. Расширяя границы внутри себя, мы научимся принимать широту окружающего нас мира. Получается, деятели моды медленно, но верно пытаются развенчать мифы, которые сами же создавали.
Да, сказать о том, что эйджизм побежден, пока нельзя, но и не замечать тех изменений, которые происходят вокруг нас, – тоже. Важно помнить, что любой возраст по-своему прекрасен. И когда ты зависим от родителей и лишен обязательств, и когда ты становишься ответственным и сам принимаешь уже свои решения, и когда делишься опытом с младшими.
Любой возраст – это круто, если проживать его с наслаждением. Помни это.