Диоген - первый циник - «Стиль жизни»
Циничностью называют презрительное отношение к нормам морали, к культурным ценностям, к общепринятым нормам нравственности. Мало кто знает, что это слово берет свое начало от древнегреческой философии. Это кинизм.
Основателем кинизма был Антисфен, однако самым ярким представителем считается Диоген Синопский. Тот самый Диоген из бочки. Так каким он был, первый циник нашего мира?
Кто такие киники?
Основателем этого учения стал Антисфен Афинский. Он считал, что необходимо избавляться от всех условностей, следовать своей природе. Философ был за простоту жизни, за естественность, за то, что не стоит обладать лишним и бесполезным. Чтобы стать счастливым, необходимо существовать «подобно собаке», поэтому и учение называется «кинизм» ( гапло’кюон – «истинный пес»).
Антисфен был последователем Сократа. Есть версия, что именно смерть любимого учителя произвела на него сильное впечатление, вызвало неприязнь к тем, кто унизил этого великого человека и заставил выпить чашу с ядом. Антисфен был уверен, что для счастья достаточно одной добродетели, остальное все лишнее. Он ходил в грубом дырявом плаще, надетом на голое тело. Этот плащ был для него и одеждой, и постелью. Его не интересовали науки, слава, единственное, что было важно – это этика. Не жаловал он и учеников, гнал их от себя палкой. Пишут, что и Диоген Синопский не стал исключением, однако он не смирился с этим, сказав, что у учителя не найдется дубины, способной прогнать его.
Но, несмотря на то, что слово «цинизм» произошло от названия философской школы киников, его значение поменялось. В то время на первое место ставили этичное поведение и верность принципам, а современные циники отрицают мораль и убеждения ради удобства и своей выгоды.
Тот самый Диоген
Спросите случайного прохожего, кто такой Диоген. Сразу же последует ответ: «Это тот, кто жил в бочке». И все. Больше про него никто ничего не знает. Кстати, и это не верно. Диоген, на самом деле, жил не в бочке, а в пифосе. Пифос – это амфора, большой сосуд, где когда-то греки хранили оливковое масло, вино, соленую рыбу или зерно. Старый пифос мог стать будкой для собаки.
Диоген был сыном менялы Гикесия. Пишут, что они были фальшивомонетчиками, из-за чего им пришлось бежать из греческого города Синопа. Он прибыл в Афины и примкнул к Антисфену. Именно Диоген запомнился своей эксцентричностью, бесстыдством и наглостью. Он постоянно высмеивал власть и общество.
Так, однажды он начал звать других, закричав: «Эй, люди!». Когда народ сбежался, он начал бить их палкой, приговаривая, что звал к себе людей, а пришли мерзавцы. Если человек его раздражал, Диоген мочился на него. Так он отомстил обидчикам, кинувшим ему кость, и заставившим грызть ее. Более того, когда жил в своем пифосе, расположенном в публичном месте, мог при всех заниматься самоудовлетворением. Когда его пытались образумить, отвечал, что хотел бы также утолять голод, лишь потирая свой живот. Он всегда принимал пищу прилюдно, тогда это считалось неприличным. Кстати, существует так называемый синдром Диогена. Это заболевание, симптомами которого являются неряшливость, агрессивность, отсутствие стыда и т.д. Да и современники Диогена были уверены, что он тронулся умом.
Несмотря на все его выходки, жители Афин любили своего чудаковатого философа. Когда мальчишка вдруг разбил пифос, в котором жил тогда Диоген, виновника высекли, а философу подарили новый «дом».
Когда Платон, пользовавшийся тогда большим уважением, дал определение человеку, назвав его животным с 2 ногами, лишенного перьев, Диоген решил поиздеваться и над ним. Он ощипал петуха и заявил, что показывает всем платоновского человека. После этого Платон был вынужден дополнить свое определение, добавив пункт про широкие ногти. Платон и Диоген часто спорили. Например, последний мог начать топтать ковер в его доме, заявив, что топчет спесь соперника, на что тот отвечал: «Попираешь собственною спесью».
Тем не менее, Диоген был довольно популярен в свое время. Как-то к нему пришел сам Александр Македонский. Встав перед ним, один из самых могущественных людей своего времени, милостливо заявил: «Проси у меня всего, чего хочешь». Если бы к вам обратился правитель, что бы вы у него попросили? Список желаний может быть огромным. Однако просьба Диогена была самой оригинальной: «Отойди, не заслоняй мне солнца». Царь был удивлен и поражен его величием. Более того, он заявил, что хотел бы быть Диогеном, если бы сейчас не был Александром.
Однако это было не просто хулиганство, а отстаивание своих взглядов. Диоген говорил, что каждый человек может быть счастливым, но не хочет быть им, т.к. большинство людей живет иллюзиями. Для них счастье – это богатство, слава, удовольствия. Своей задачей он считал развенчивание этих иллюзий.
Диоген не признавал какие-либо науки, музыку, был уверен, что задача человека – познать себя. Это своего рода продолжение учения Сократа, поэтому Платон называл его «безумствующим Сократом». Для Диогена счастье – это полная свобода, чтобы обрести эту свободу, необходим аскисис, т.е. тренировки тела и духа. Это подготавливает человека ко всем жизненным невзгодам, учит властвовать собой.
Дальнейшая судьба Диогена
Был период, когда Диоген жил в Афинах, шокируя своим поведением местных жителей. Но потом он решил покинуть этот город, отправился к берегам Эгины. Однако корабль, на котором оказался философ, захватили пираты. Диоген избежал тогда смерти, но оказался на невольничьем рынке. Его выкупил коринфянин Ксениад, решив, что новый раб может заняться воспитанием его детей.
Диоген, который до этого вел довольно странный образ жизни, оказался прекрасным наставником. Он обучал сыновей Ксениада литературе, истории, а также верховой езде, приучил мальчиков заниматься физическими упражнениями, скромно одеваться и питаться. Дети очень любили своего учителя, всегда заступались за него перед родителями. Позже философ так и остался жить в их доме. Ученики Диогена хотели выкупить его из рабства, но он отказался.
Неординарная личность Диогена вдохновляла многих художников и скульпторов. Есть немало известных картин, где запечатлен этот философ. Да, он выбрал эпатажную форму выражения своего мнения, презирал любые условности, но главным в его учении было достижение внутренней свободы личности, которая не должна была зависеть от материальных забот и внешних обстоятельств. На его могиле был воздвигнут памятник, на котором появилась надпись: «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, не пройдет во веки, ибо ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указал простейший путь жить».