Российский дизайнер Надежда Ламанова - «Мода»
Надежда Петровна Ламанова – волшебница художественного покроя платья, одна из лучших русских художников-модельеров. За её работой можно было часами наблюдать и любоваться, как под меткими ударами ножниц, прикосновениями утюга и б?гом нитки рождался шедевр портновского искусства.
Надежда Петровна Ламанова родилась 14 декабря 1861 года в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Её отец, Петр Михайлович Ламанов, был потомственный дворянин. Но в тот момент, когда родилась Наденька, семья не обладала былым величием и богатством, – род Ламановых был обедневшим, на грани разорения. Двадцатилетняя Надежда решается самостоятельно зарабатывать на жизнь. После окончания местной гимназии она отправляется в Москву.
После двухлетнего обучения в школе кройки О. Суворовой, Надежда Ламанова начинает работу закройщицей в известной мастерской Войткевичей. И сразу же успех. Профессия увлекла Надежду, и в 1885 году она открывает в Москве свое дело и школу прикладного искусства. Всего через 2-3 года ее мастерская приобретает известность в творческой среде живописцев, режиссеров, актеров.
Профессия не только была ей по нраву, Ламанова была влюблена в своё дело. Поэтому, несмотря на то, что времени не хватало, ведь она была уже владелицей собственного ателье и директором преуспевающей школы, Надежда Петровна продолжает обучаться искусству дизайна одежды.
Она знакомиться с модными коллекциями признанных мастеров Парижа, читает книги по истории, живописи и этнографии.
В 1901 году К. С. Станиславский пригласил Ламанову в Московский Художественный театр. Здесь и пригодились только что полученные знания, особенно знания национального костюма. В 1902-1903 годах Н. П. Ламанова участвует в Первой международной выставке исторических и современных костюмов в Таврическом дворце в Петербурге. Её мастерская в те годы размещалась в Москве на Большой Дмитровке.
В феврале 1903 года в Петербурге состоялся большой костюмированный бал, который назвали Русским. Все гости этого бала, в том числе и царская семья были одеты в русские национальные одежды. В создании этих нарядов принимала участие и знаменитая Ламанова.
Надежда Петровна была первой, кто оценил и примкнул к идеям знаменитого французского модельера П. Пуаре. Уже во второй половине 1900-х годов она стала создавать модели без корсета. Тогда кажущаяся свобода фигуры в платье стиля модерн была лишь иллюзией. Эта видимость создавалась лишь лёгкостью и динамичностью тканей, а также мастерством художников-модельеров, а на самом деле весь этот силуэт создавался жестким и длинным корсетом.
И так, отказ от корсета, свобода во всём – раскрепощение …. Но отказ от корсета требовал иной конструкции кроя. Знаменитая туника «a la russe» – тончайшая кисейная рубашка, отделанная мехом, популярная в Европе 1810 года, возродилась усилиями и Пуаре, и Ламановой в 1910 году. У неё одевались многие известные женщины того времени – Мария Ермолова, Вера Холодная, Ольга Книппер-Чехова, Анна Павлова, она шила платья и для членов царской семьи.
В 1917г., Ламанова остается в России. До революции у Надежды Петровны было ателье на Тверском бульваре, она была поставщицей Двора. После революции Ламанова потеряла своё ателье, но продолжала работать и создавать свои шедевры портновского искусства. Вскоре Ламанова была арестована, но по ходатайству М.Горького после двух с половиной месяцев заключения ее освободили.
Надежда Петровна возглавила Мастерскую современного костюма при отделе ИЗО Главнауки. Её модели в 20-е годы демонстрировали киноактриса Ольга Хохлова и муза В. Маяковского Лиля Брик.
Деятельность первых швейных учебных заведений разрабатывалась при непосредственном участии Н. П. Ламановой. В начале 20-х годов Надежда Ламанова разрабатывает модели простой одежды для широких слоёв населения, работает в театре Вахтангова. С 1922 года Надежда Петровна состоит членом Академии Художественных наук, участвует в I Всероссийской художественно-промышленной выставке, где её награждают специальным дипломом.
В 1926 году Ламанова создала ряд моделей по мотивам северного народного творчества, которые затем продавались за рубеж. Художником-модельером Н.П. Ламановой создавались коллекции не только платьев, но и меховых изделий. Она принимала участие в Лейпцигской и в Нью-Йоркской выставках.
В 1925 году на Международной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже Надежда Петровна представила уникальную коллекцию платьев из домотканных материалов – льна, холста. Все платья были выполнены в русском стиле, украшены вышивкой ручной работы. Каждая модель была в ансамбле с головным убором, сумкой и украшениями, которые были выполнены из бечёвки, шнура, вышивки, соломы. Её работа заслужила Гран-при выставки «За костюм, основанный на народном творчестве». С введением НЭПа появилась потребность и в дорогостоящих материалах и платьях, и тогда были созданы роскошные наряды, некоторые из них теперь хранятся в коллекции Эрмитажа.
Надежда Петровна одевала актёров театра и кино, например её костюмы можно увидеть в старых кинолентах советских фильмов – «Аэлита», «Поколение победителей», «Александр Невский», «Цирк», «Иван грозный», «Ревизор». Театральные костюмы для «Женитьбы Фигаро», «Вассы Железновой», "Последних дней Турбиных", оперы "Борис Годунов" и т.д. Ламанова создаёт уже в пенсионном возрасте.
В 1941 году Художественный театр отправлялся в эвакуацию в Ташкент. Надежда Петровна, узнав об этом, вместе с сестрой отправились в проезд театра. Городской транспорт уже не работал, и из-за болезни сестры они медленно шли, надеясь успеть на поезд. Наконец, они пришли и увидели замок на двери. О ней забыли. Ламанова еле-еле дошла с сестрой до сквера у Большого театра, села на скамеечку и скончалась.
Главным творцом советской текстильной индустрии 20-х 30-х лет была Надежда Петровна Ламанова.
В её произведениях заложены основные принципы – глубокая народность костюма, соответствие костюма образу жизни, климатическим условиям, отказ от слепого подражания западной моде, соответствие физическому и духовному облику человека. Все эти принципы она выражала кратко в таких словах: «… для чего создаётся костюм, для кого, из чего».
Оставшиеся её произведения воспитывают чувство стиля, оттачивают профессиональное мастерство художников-модельеров, пробуждают фантазию, обостряют видение чистоты линий и формы. Н. П Ламанова создала методологическую базу всего советского моделирования.