Что роднит нас с роботами «Мира Дикого Запада» и как вступить на путь «самосознания» — в материале психолога, арт-терапевта, педагога по писательскому мастерству Евгении Пельтек.
Роботы из сериала «Мир Дикого Запада» так похожи на людей, что отличить их просто невозможно: зрители никогда до конца не уверены, кто перед ними — андроид или человек. На первый взгляд кажется, что главное различие — в сценарии, которому роботы следуют неукоснительно. Но так ли мы непохожи на деле?
Одна из главных героинь сериала — Долорес Абернатти, старейший андроид парка. Изначальный сценарий предписывал ей незавидную участь «девы в беде». Ежевечерне она подвергалась нападению банды разбойников, которые убивали ее и всех ее родных. А каждое утро она вновь просыпалась в своей постели, довольная и улыбчивая, готовая снова прожить этот день по такому же сценарию, ничего не меняя в своих поступках и реакциях.
Подобно Долорес иногда ведем себя и мы, люди. Когда происходит что-либо неприятное, ранящее или просто неожиданное, так хочется вернуть себе иллюзию контроля. И тогда человек включает одну из своих привычных психологических защит, которая позволяет вернуться обратно — в свой простой, понятный и такой предсказуемый «сценарий».
«Это ни на что не похоже»: отрицание
По сюжету фильма, андроиды живут в изолированном парке «Мир Дикого Запада», в котором вся обстановка, антураж, одежда и уровень прогресса взяты из Америки XIX века.
Представьте, какое впечатление на реального жителя Дикого Запада мог бы произвести, например, планшет или мультиварка. А как на приметы современного мира отреагирует андроид — и вовсе непредсказуемо.
Чтобы уберечь роботов от поломки, а гостей — от неконтролируемого поведения «хозяев», создатели парка вшили в их код особую защиту: «они не могут видеть то, что может им навредить».
Так, заметив оброненную одним из гостей фотографию современного города, Долорес с улыбкой произнесла кодовую фразу: «Это ни на что не похоже» и сразу же потеряла к фото всякий интерес. А вот ее отец — андроид Питер Абернатти, у которого эта защита по какой-то причине дала сбой, буквально вышел из строя, стал заговариваться, странно себя вести и в конце концов был списан. Он не смог осмыслить имеющуюся информацию ни одним из доступных ключей.
У нас, людей, эта защита работает практически также. Встретившись с тем, что с наскоку не получается встроить в картину мира, мы сопротивляется, спорим с этим. А частенько и делаем вид, что этого вовсе не существует.
«Этого не может быть!» — кричит менеджер, узнав, что компания, в которой он работает, закрывается. «Ты врешь!» — обвинит влюбленная девушка свою подругу, рассказавшую «всю правду» о ее парне. «Это ни на что не похоже», — скажут андроиды из «Мира Дикого Запада».
Сценарии парка: интроекция
«Другие видят уродство этого мира, — частенько повторяет Долорес, — я же вижу его красоту». Эта фраза контрастирует с ежедневными испытаниями, с которыми она встречается на протяжении 30 с лишним лет. Но Долорес не может изменить свои реакции, даже если они снова приведут ее к смерти, таков ее сценарий.
В одном из эпизодов сериала друг Долорес Тедди пытается обучить ее стрельбе из револьвера, чтобы девушка могла защитить себя от домогательств. Но она не может нажать на курок, даже стреляя по мишени. «Иным просто не дано стрелять», — глубокомысленно изрекает Тедди.
Жесткие установки и стереотипы, которые порой мешают принимать адекватные ситуации решения, свойственны и нам, людям. Только «сценарий» для нас пишет не армия копирайтеров.
В детском возрасте каждый человек впитывает свой набор нормативов и установок от родителей, педагогов и других значимых взрослых. Ребенок в силу юного возраста не способен критически осмыслить эти установки, поэтому принимает их полностью, не жуя. «Нужно всегда быть вежливым», «Я — последняя буква в алфавите», «Я должен всегда радовать маму».
Жесткие убеждения, не оставляющие выбора, порой превращаются в однообразный, но понятный и привычный сценарий, заставляя человека снова и снова наступать на те же самые грабли. Интроекция позволяет не брать на себя ответственности, жить «правильно», но порой лишает возможности принять осознанный выбор, руководствуясь истинной потребностью, а не правилами.
Стирание памяти: вытеснение
После трагических событий в жизни андроидов (избивание, убийство, изнасилование гостями парка или другими персонажами) их латают в специальных мастерских и возвращают обратно, стерев предварительно память обо всем произошедшем. В итоге робот возвращается в строй «как новый», в хорошем настроении, снова готовый к работе и повторению привычного сценария.
Ничего не напоминает? Этот сюжетный ход один в один совпадает с механизмом вытеснения, который люди используют, чтобы защитить себя от шокирующих, не совпадающих с картиной мира, а иногда и просто «неудобных» фактов, желаний и эмоций. Чтобы избежать тяжелых переживаний, люди забывают о трагических событиях, в попытке продолжить жить так, словно этого не произошло.
Впрочем, люди встречаются с вытеснением и в обычных бытовых ситуациях. С вами случалось такое, что вы «вдруг» начисто забывали о предстоящей встрече? «Я очень ждал, готовился, собирался прийти, но просто не уследил за временем», — оправдывается в таких случаях человек, сам внутренне недоумевая, как это произошло. А на деле случилось вот что: по каким-то причинам (неприятный собеседник, непризнанные чувства по отношению к нему или слишком высокие ожидания от встречи) он вытеснил информацию о встрече из сознания.
Кстати, когда мы «забываем» поесть или поспать, недоумевая, почему заболел живот или закружилась голова — это тоже работа механизма вытеснения. Помогает наблюдение за своими ощущениями и своевременное отслеживание своих желаний и потребностей.
Команда «отключить эмоции»: диссоциация
«Им было больно, это было ужасно», — девушка в голубом платье со ссадинами на лице сидит на стуле в полном стекла и металла помещении и плачет навзрыд. Это — Долорес. Она сбивчиво рассказывает работнику парка о том, как банда разбойников только что жестоко расправилась с ее семьей. «Отключить эмоции», — командует инженер. И вот она уже спокойно и внятно рассказывает о произошедшем. Так, словно это ее вовсе не касается.
Так работает диссоциация: психологическая защита, при которой человек словно отделяет себя от своих эмоций. Этот механизм может срабатывать в опасных ситуациях или при встрече с сильными, труднопереносимыми переживаниями (гнев, горе).
При этом в крайних случаях именно диссоциация лежит в основе диссоциативных психических расстройств (расщеплений), которое (спойлер!), кстати, присутствует и у Долорес, в код которой «загружена» еще одна личность — преступника Уайятта.
«Отключить эмоции», — как часто даем мы себе такую команду в стрессовых ситуациях. Люди формулируют это и по-другому: «Соберись, тряпка!» Доля секунды — и «тряпка» действительно собирается: выбирается из-под обвала, сдает сложнейший экзамен, с высокой температурой готовит отчет или вместе со свекровью планирует свадьбу.
Переходя к восприятию событий своей жизни как бы со стороны, человек получает возможность трезво оценивать их и реагировать с холодным расчетом. Эффективно. Удобно. Немножко как робот.
«Я хочу оставить эту боль, ведь это — единственное, что от них осталось», — говорит Долорес, обретая сознание. Следуя сюжету сериала, она сумела вернуть себе воспоминания и отказаться от сценарных стереотипов (по крайней мере частично: сериал пока одолел только два сезона из заявленных пяти). Как и некоторые другие роботы парка, она получила самосознание и начала принимать самостоятельные решения.
И у нас получится! Главное — не забыть сделать это частью собственного сюжета.
Что роднит нас с роботами «Мира Дикого Запада» и как вступить на путь «самосознания» — в материале психолога, арт-терапевта, педагога по писательскому мастерству Евгении Пельтек.Роботы из сериала «Мир Дикого Запада» так похожи на людей, что отличить их просто невозможно: зрители никогда до конца не уверены, кто перед ними — андроид или человек. На первый взгляд кажется, что главное различие — в сценарии, которому роботы следуют неукоснительно. Но так ли мы непохожи на деле? Одна из главных героинь сериала — Долорес Абернатти, старейший андроид парка. Изначальный сценарий предписывал ей незавидную участь «девы в беде». Ежевечерне она подвергалась нападению банды разбойников, которые убивали ее и всех ее родных. А каждое утро она вновь просыпалась в своей постели, довольная и улыбчивая, готовая снова прожить этот день по такому же сценарию, ничего не меняя в своих поступках и реакциях. Подобно Долорес иногда ведем себя и мы, люди. Когда происходит что-либо неприятное, ранящее или просто неожиданное, так хочется вернуть себе иллюзию контроля. И тогда человек включает одну из своих привычных психологических защит, которая позволяет вернуться обратно — в свой простой, понятный и такой предсказуемый «сценарий». «Это ни на что не похоже»: отрицание По сюжету фильма, андроиды живут в изолированном парке «Мир Дикого Запада», в котором вся обстановка, антураж, одежда и уровень прогресса взяты из Америки XIX века. Представьте, какое впечатление на реального жителя Дикого Запада мог бы произвести, например, планшет или мультиварка. А как на приметы современного мира отреагирует андроид — и вовсе непредсказуемо. Чтобы уберечь роботов от поломки, а гостей — от неконтролируемого поведения «хозяев», создатели парка вшили в их код особую защиту: «они не могут видеть то, что может им навредить». Так, заметив оброненную одним из гостей фотографию современного города, Долорес с улыбкой произнесла кодовую фразу: «Это ни на что не похоже» и сразу же потеряла к фото всякий интерес. А вот ее отец — андроид Питер Абернатти, у которого эта защита по какой-то причине дала сбой, буквально вышел из строя, стал заговариваться, странно себя вести и в конце концов был списан. Он не смог осмыслить имеющуюся информацию ни одним из доступных ключей. У нас, людей, эта защита работает практически также. Встретившись с тем, что с наскоку не получается встроить в картину мира, мы сопротивляется, спорим с этим. А частенько и делаем вид, что этого вовсе не существует. «Этого не может быть!» — кричит менеджер, узнав, что компания, в которой он работает, закрывается. «Ты врешь!» — обвинит влюбленная девушка свою подругу, рассказавшую «всю правду» о ее парне. «Это ни на что не похоже», — скажут андроиды из «Мира Дикого Запада». Сценарии парка: интроекция «Другие видят уродство этого мира, — частенько повторяет Долорес, — я же вижу его красоту». Эта фраза контрастирует с ежедневными испытаниями, с которыми она встречается на протяжении 30 с лишним лет. Но Долорес не может изменить свои реакции, даже если они снова приведут ее к смерти, таков ее сценарий. В одном из эпизодов сериала друг Долорес Тедди пытается обучить ее стрельбе из револьвера, чтобы девушка могла защитить себя от домогательств. Но она не может нажать на курок, даже стреляя по мишени. «Иным просто не дано стрелять», — глубокомысленно изрекает Тедди. Жесткие установки и стереотипы, которые порой мешают принимать адекватные ситуации решения, свойственны и нам, людям. Только «сценарий» для нас пишет не армия копирайтеров. В детском возрасте каждый человек впитывает свой набор нормативов и установок от родителей, педагогов и других значимых взрослых. Ребенок в силу юного возраста не способен критически осмыслить эти установки, поэтому принимает их полностью, не жуя. «Нужно всегда быть вежливым», «Я — последняя буква в алфавите», «Я должен всегда радовать маму». Жесткие убеждения, не оставляющие выбора, порой превращаются в однообразный, но понятный и привычный сценарий, заставляя человека снова и снова наступать на те же самые грабли. Интроекция позволяет не брать на себя ответственности, жить «правильно», но порой лишает возможности принять осознанный выбор, руководствуясь истинной потребностью, а не правилами. Стирание памяти: вытеснение После трагических событий в жизни андроидов (избивание, убийство, изнасилование гостями парка или другими персонажами) их латают в специальных мастерских и возвращают обратно, стерев предварительно память обо всем произошедшем. В итоге робот возвращается в строй «как новый», в хорошем настроении, снова готовый к работе и повторению привычного сценария. Ничего не напоминает? Этот сюжетный ход один в один совпадает с механизмом вытеснения, который люди используют, чтобы защитить себя от шокирующих, не совпадающих с картиной мира, а иногда и просто «неудобных» фактов, желаний и эмоций. Чтобы избежать тяжелых переживаний, люди забывают о трагических событиях, в попытке продолжить жить так, словно этого не произошло. Впрочем, люди встречаются с вытеснением и в обычных бытовых ситуациях. С вами случалось такое, что вы «вдруг» начисто забывали о предстоящей встрече? «Я очень ждал, готовился, собирался прийти, но просто не уследил за временем», — оправдывается в таких случаях человек, сам внутренне недоумевая, как это произошло. А на деле случилось вот что: по каким-то причинам (неприятный собеседник, непризнанные чувства по отношению к нему или слишком высокие ожидания от встречи) он вытеснил информацию о встрече из сознания. Кстати, когда мы «забываем» поесть или поспать, недоумевая, почему заболел живот или закружилась голова — это тоже работа механизма вытеснения. Помогает наблюдение за своими ощущениями и своевременное отслеживание своих желаний и потребностей. Команда «отключить эмоции»: диссоциация «Им было больно, это было ужасно», — девушка в голубом платье со ссадинами на лице сидит на стуле в полном стекла и металла помещении и плачет навзрыд. Это — Долорес. Она сбивчиво рассказывает работнику парка о том, как банда разбойников только что жестоко расправилась с ее семьей. «Отключить эмоции», — командует инженер. И вот она уже спокойно и внятно рассказывает о произошедшем. Так, словно это ее вовсе не касается. Так работает диссоциация: психологическая защита, при которой человек словно отделяет себя от своих эмоций. Этот механизм может срабатывать в опасных ситуациях или при встрече с сильными, труднопереносимыми переживаниями (гнев, горе). При этом в крайних случаях именно диссоциация лежит в основе диссоциативных психических расстройств (расщеплений), которое (спойлер!), кстати, присутствует и у Долорес, в код которой «загружена» еще одна личность — преступника Уайятта. «Отключить эмоции», — как часто даем мы себе такую команду в стрессовых ситуациях. Люди формулируют это и по-другому: «Соберись, тряпка!» Доля секунды — и «тряпка» действительно собирается: выбирается из-под обвала, сдает сложнейший экзамен, с высокой температурой готовит отчет или вместе со свекровью планирует свадьбу. Переходя к восприятию событий своей жизни как бы со стороны, человек получает возможность трезво оценивать их и реагировать с холодным расчетом. Эффективно. Удобно. Немножко как робот. «Я хочу оставить эту боль, ведь это — единственное, что от них осталось», — говорит Долорес, обретая сознание. Следуя сюжету сериала, она сумела вернуть себе воспоминания и отказаться от сценарных стереотипов (по крайней мере частично: сериал пока одолел только два сезона из заявленных пяти). Как и некоторые другие роботы парка, она получила самосознание и начала принимать самостоятельные решения. И у нас получится! Главное — не забыть сделать это частью собственного сюжета.