Почему Алонсо счастлив в "Макларене" - «Спорт»
Британский журналист Эндрю Бенсон рассуждает о том, почему двукратный чемпион мира «Формулы-1» Фернандо Алонсо доволен возвращением в «Макларен» в 2015 году.
С самого начала сотрудничества с «Макларен-Хондой» Фернандо Алонсо, несмотря на низкую скорость и надежность машины, излучает оптимизм, говорит о потенциале, стремлении к успеху и правильности решения. И, кажется, он искренен.
На пресс-конференциях двукратный чемпион дает длинные и добродушные ответы на сложные вопросы, верит, что рано или поздно англо-японский тандем добьется успеха. Даже после победы Себастьяна Феттеля и «Феррари» в Малайзии он выглядел невозмутимым.
Инсайдеры «Макларена» отрицают, что это игра на публику. За кулисами Фернандо счастлив, полон энтузиазма, поддерживает команду и шутит – настоящий профессионал. Даже проигрыш в первых квалификациях напарнику Дженсону Баттону не выбил его из равновесия.
Предсказуемо, что любезный и мягкий Алонсо был встречен с цинизмом. Люди удивляются, как столь амбициозный гонщик может быть доволен борьбой в конце пелотона. Хуже всего для стороннего наблюдателя выглядит решение уйти из «Феррари», которая теперь в лидерах. Даже те, кто работал с испанцем в прошлые годы и очень высоко отзываются о нем, называют это катастрофичным просчетом.
«Я ожидал этого вопроса, потому что, учитывая победу «Феррари» в Малайзии – в то время как я выбыл из борьбы по итогам второго сегмента квалификации – сейчас наступил идеальный момент, чтобы его задать», – заявил Алонсо. – «Я провел в «Феррари» пять лет, трижды занимал второе место в общем зачете, и не хотел становиться вторым в четвертый раз. Если по итогам года «Феррари» выиграет чемпионат, то тогда, возможно, изменю свое мнение. Если же «Феррари» займет второе или третье место, то я буду доволен своим решением. В прошлом у нас были сезоны, которые «Феррари» начинала очень хорошо – например, выиграв Гран-при Китая в 2013 году, – но победа важна в ноябре, а в ноябре мы никогда не выигрывали. Я же хочу именно этого, так что посмотрим, что получится в конечном итоге».
Если учесть преимущество над Кими Райкконеном на протяжении большей части прошлого сезона и посмотреть, насколько сейчас финн близок к Себастьяну Феттелю, то, может быть, оставшись в «Феррари», Алонсо смог бы бросить вызов «Мерседесу».
Алонсо решил покинуть команду, несмотря на приход в Маранелло технического директора Джеймса Эллисона, с которым отлично знаком. Они работали вместе в «Рено» и дважды выиграли чемпионат. Кроме того, Фернандо говорил друзьям, что за рулем болидов «Лотуса», разработанных Эллисоном в 2012 и 2013 годах, мог выиграть титул.
Разве Эллисон не пытался убедить Фернандо остаться?
«Я не смог это сделать. Объяснил ему, что все изменится, у нас будет хорошая машина, сократим отставание от лидеров. Но он был слишком разочарован. Я стал десятым человеком, который обещал ему улучшения. Фернандо слышал это в течение многих лет и больше не верил», – сказал Эллисон.
Сам двукратный чемпион мира «Формулы-1» следующим образом объяснил свое решение:
«Они пытались добиться успеха в течение пяти лет, поэтому было трудно сохранить доверие. Но дело не только в доверии, есть ряд факторов, по которым предложение «Макларен-Хонды» было более привлекательным для меня».
Алонсо разочаровался в «Феррари», поэтому считал, что решение уйти будет правильным, даже если в краткосрочной перспективе команда будет более конкурентоспособна, чем «Макларен».
Его терпение лопнуло, потому что было слишком много невыполненных обещаний. В Скудерии обещали привлечь Эдриана Ньюи, но не смогли. Обещали пригласить Пэта Симондза – передумали. Обещали переманить главного моториста «Мерседеса» Энди Коуэлла… и снова все провалилось. Пять лет разочарований и неудач, при этом Фернандо боролся за чемпионство за рулем машины, которая была менее конкурентоспособна, чем болид «Ред Булл». Теперь тот, с кем боролся испанец и кто выиграл все те титулы, оказался в «Феррари».
В победе Себастьяна Феттеля на Гран-при Малайзии Алонсо увидел схему, которую испытал на себе несколько раз. В тот день «Феррари» опередила «Мерседес», но это стало возможным благодаря стечению обстоятельств.
С точки зрения чистого темпа в начале сезона «Феррари» уступала «Мерседесу» в среднем 0,7 секунды на круге. Триумф в Малайзии не отличался от побед Алонсо в Китае и Испании в 2013 году. Тогда Скудерии удалось оказаться впереди за счет эффективного использования шин, а не конкурентоспособности – лучшая машина была лишь иллюзией.
Только время покажет, действительно ли обновленный коллектив «Феррари» способен бросить вызов «Мерседесу». Но пока у них нет столь высокого темпа, и, наверняка, это одна из причин хладнокровия и спокойствия Алонсо на публике и в новой команде.
Невыносимая легкость бытия
Алонсо известен не самой простой репутацией и достаточно сложным характером, о чем в начале нынешнего года сказал неисполнительный директор «Мерседеса» Ники Лауда:
«Алонсо – эгоцентричный, угрюмый и раздражительный человек. Еще он очень негативный. В прошлом году сразу по окончании гонок он начинал всех критиковать: это не работает, там есть проблема, поэтому мы не выигрываем. Как моральный дух команды может быть высоким, если гонщик говорит только о плохом? Все знают: если ты выступаешь в Италии, то не можешь позволить себе подобного отношения. Возможно, в какой-то другой команде могут игнорировать критику, но только не в Маранелло и его окрестностях. Феттель – жизнерадостный человек, а Алонсо – мрачный. Он принял неверное решение и сам сбросил себя в пропасть».
В «Макларене» знают об этой репутации, да и по собственному опыту, бурному сезону-2007, знакомы с темной стороной Алонсо. Но после возвращения испанца в команду признаков тяжелого характера не наблюдается.
«Это не маска», – говорит инсайдер «Макларена». – «На публике он ведет себя так же, как за кулисами. Он шутит, всем доволен и полностью привержен команде».
Пример: в Китае, в перерыве между первой и второй практикой гоночный директор Эрик Булье встретился во время обеда с испанскими СМИ. В команде сказали об этом Алонсо и мягко намекнули, что было бы хорошо подойти и сказать несколько слов. Многие – если не большинство – именитые гонщики посчитали бы это лишним, даже если просто было бы нужно выйти из моторхоума. А здесь надо было пройти закоулками паддока от боксов до расположения команды, что занимало пять минут
Другие сослались бы на неудобства и потерю времени. Алонсо? Он не сказал ни слова. Никакой реакции, никакой обиды. Он встал и пошел, провел 10 минут, общаясь с журналистами. Если человек добровольно жертвует 20 минутами обеденного перерыва ради незначительного мероприятия, вряд ли его можно укорить в неискренности действий и лицемерии по отношению к своим работодателям.
Так почему Алонсо так счастлив в «Макларен-Хонде», несмотря на разочаровывающие результаты? Опять же, он сам ответил на данный вопрос:
«Я наслаждаюсь этим процессом. Вероятно, это странно слышать, учитывая отставание. Весь этот процесс и работа, которую делает команда каждую неделю, удивительны. Мы находимся не на том уровне, на котором хотели бы, но я уверен, что скоро достигнем цели. Важно быть рядом с командой, наслаждаться процессом и прогрессировать вместе. Через несколько месяцев мы будем смотреть друг на друга и гордиться.
Я регулярно поднимался на подиум, чувствовал себя комфортно в команде. Но я выиграл достаточно, чтобы принять новый вызов и рискнуть. Возращение «Хонды» и комбинация «Макларен-Хонда» – это большой вызов. Начать все с нуля, выиграть чемпионат и доминировать в «Формуле-1», быть частью этого проекта. Вероятно, именно это мне нужно на данной стадии жизни и карьеры, чтобы сохранять мотивацию».
Новый Сенна для «Хонды»
Терпению Алонсо еще предстоит пройти проверку. Но его сердце не сложно понять. Отношения с «Феррари» изжили себя и после ухода он вздохнул с облегчением. Переход в «Макларен» дал ему шанс принять участие в новом проекте, почувствовать себя его частью, как Льюис Хэмилтон в «Мерседесе». В «Макларене» он сможет заработать состояние 24 млн фунтов в год – часть платит команда, часть – «Хонда». Он должен заставить проект работать.
Куда еще он мог пойти? «Ред Булл» не был заинтересован в нем, да и в любом случае у «Рено» большие проблемы. Так или иначе, он отказался от продолжения сотрудничества с «Феррари». В «Мерседесе» есть Льюис Хэмилтон с долгосрочным контрактом.
К тому же сейчас у Фернандо реальный повод для оптимизма. «Макларен» пока далеко позади, но в каждой гонке нынешнего сезона они добивались ощутимого прогресса.
Вероятно, большая часть дефицита скорости связана с двигателем. К примеру, в Китае команда из Уокинга была на 3,5 секунды медленнее, чем в «Мерседес». 1 л.с. – это примерно 0,016 секунды на круге. Так что отставание в 3,5 секунды – это около 220 л.с. «Хонда» говорила о 180 л.с. Можно предположить, что шасси медленнее на 0,6-0,7 секунды, иными словами, «Макларен» недалеко от «Феррари». Учитывая, что в прошлом году «Макларен» проигрывал две секунды за счет шасси, новая аэродинамическая концепция, разработанная новым главным инженером Питером Продрому, перешедшим из «Ред Булл», и развитие шасси позволили добиться большого прогресса. Поэтому если отбросить проблемы с двигателем в сторону, то все выглядит многообещающе.
«Хонда», тем временем, отстает во всех областях – это касается не только гибридной части силовой установки, но и двигателя. Но, учитывая, что проект абсолютно новый, потенциал огромен. В этом отношении Алонсо – мощный инструмент, просто потому что это Алонсо. «Хонда» очень хотела заполучить его, и Фернандо четко дал понять, что главным фактором при принятии решения был потенциал, который он увидел в штаб-квартире в Японии. Он считает, что «Хонда» – единственный поставщик двигателей, способный опередить «Мерседес».
Решение присоединиться к «Макларен-Хонде» также было эмоциональным. Когда Алонсо было три года, его отец раскрасил карт в цвета «Макларена» 1988 года. Айртон был героем его детства. У Сенны были тесные связи с «Хондой», и теперь это можно сказать про Фернандо.
Слова Дженсона Баттона не имеют такого веса для «Хонды», как мнение Алонсо. Они послушаются Фернандо, как никого другого, если он скажет: «Я пришел сюда, потому что с детства мечтал выиграть титул с «Макларен-Хондой», оставил ради этого «Феррари» и хочу добиться успеха. Этот двигатель недостаточно хорош, мы должны улучшить его». И Алонсо об этом знает:
«Я принимаю участие в новом проекте, так как для того, чтобы опередить «Мерседес», нужно что-то новое, нужно принять некоторые риски, и я решился принять этот вызов.
За пять лет, проведенных в «Феррари», я трижды занимал второе место в чемпионате. Мог остаться в команде еще на два года, может быть, стал бы вторым еще раз, но этого было бы недостаточно, поэтому предпочел риск.
Сейчас многие этим наслаждаются нашими неудачами. Но те, кто наслаждается этим, занимают третье место и уступают секунду лидерам. Они впереди нас, но не впереди «Мерседеса», который является моей целью. Сейчас они наслаждаются, но скоро настанет моя очередь».