"Ни у кого не проси"
Три ошибки родителей в финансовом воспитании девочки. Что нужно дать дочери, чтобы она не оказалась в зависимости?
Парень заваливает подарками, а девушка в восторге от счастья. Он говорит: «После свадьбы работать не будешь, я обеспечу», а родители добавляют: «Так и должно быть, настоящий мужчина». Муж говорит: «С детьми сидеть гораздо важнее, да и сколько всего нужно, чтобы ты работала за копейки». Почему опасно полагаться на одного человека и как отличать манипуляции от настоящей заботы и поддержки? Что рассказать дочери о финансовой независимости, объясняет психотерапевт, спикер конференции TEDx, преподаватель Международной школы психотерапии и консультирования Виталина Скворцова-Охрицкая.
«Ни у кого не проси» — три ошибки родителей в финансовом воспитании
Просить о помощи — это навык, и он формируется только на опыте. Если ребенок просит и получает поддержку без осуждения и назидания, у него закрепляется ощущение: просить безопасно. А если просишь и слышишь в ответ: «Я же говорила! Мозгами надо думать!», формируется травма. Такие установки передаются из поколения в поколение: «не проси», «живи так, чтобы никогда ни у кого ничего не понадобилось просить». Чтобы разорвать этот круг, надо помогать детям и поддерживать их — делом, а не словами.
Самая большая ошибка, которую могут совершить родители, — это нелюбовь. В широком смысле: отсутствие теплоты, доверия, принятия в семье. Несчастная мама, нелюбящий отец — все это формирует у ребенка низкую самооценку и бесконечную жажду «найти любовь» где-то еще. Отсюда ранние отношения, когда девочка ищет любовь в партнере, который сам еще ребенок.
Вторая ошибка — неосознанность родителей. Их собственные травмы и страхи транслируются как норма. Мама боится самостоятельности — и дочка тоже. Папа холоден и отстранен — и девочка ищет тепло где угодно.
И, наконец, атмосфера претензий и критики. В семье может быть достаток, образование, но без любви и уважения результат все равно будет разрушительным.
Как создавать образ финансовой независимости
Важно с раннего детства показывать своим примером важность независимости. Мама живет своей насыщенной, реализованной жизнью: каждый день ходит на работу, зарабатывает, получает удовольствие от своей деятельности. И это просто есть — не как сложная обсуждаемая тема, а как данность.
Когда появляется интерес к деньгам, надо прямо проговаривать их ценность. Обычно в 3-4 года дети уже играют в «продавать-покупать». И здесь важна реакция родителей. В нашей культуре «продавать» до сих пор кажется чем-то постыдным. Но если родители относятся к деньгам спокойно и доброжелательно, ребенок усвоит такое же отношение. Тогда не возникнет контрзависимости по типу: «Мне никто не нужен, я все сама».
Наоборот, будет ощущение свободы: я могу зарабатывать и могу принимать помощь.
Что делать, если мама финансово зависит от папы
Если по каким-то причинам мама не может показать финансовую независимость личным примером, то можно хотя бы проговаривать словами: «Ты можешь. У тебя есть право выбора. Реализовываться, работать, зарабатывать деньги — это классно и важно». Важно поддерживать интересы девочки, относиться к ним серьезно, помогать развивать ее увлечения.
Нужно понимать: муж зарабатывает больше и мама зависит от него — это не одно и то же. В партнерских отношениях бывают разные комбинации: сегодня больше зарабатываю я, завтра — ты. Сегодня мы живем на твои деньги, завтра — на мои. Это совместный ресурс семьи.
Но часто на деньги накладываются дополнительные смыслы: власть, контроль, возможность манипуляций.
Если в семье принято считать, что «у кого больше денег — у того больше прав», тогда да, формируется зависимость. Но это не естественный закон, а модель, которая живет в головах.
Также нужно пояснять, что зависимость определяется не деньгами, а именно качеством отношений. Если партнер говорит: «Я зарабатываю, а ты должна сидеть дома», это сигнал к разговору. Потому что такие отношения могут превратиться в экономическое давление или даже насилие.
Важно показывать, что можно договариваться. Например, о фиксированной сумме денег в неделю. Часть расходов идет на дом и детей, часть — на личные нужды. Это снимает необходимость просить «на маникюр» или «на моющее средство». А сли не нравится конструкция «посредник между
мной и деньгами» — нужно зарабатывать самой.
«Завалил подарками» — как выглядят манипуляции в отношениях
Чтобы девочка с детства училась распоряжаться деньгами, лучше ей давать фиксированную сумму. Тогда деньги перестают быть чем-то особенным, чем можно «сразить наповал». Важно, чтобы девочку нельзя было удивить или подкупить подарками. Пусть она сама пробует, ошибается, понимает ценность денег. При этом важно разговаривать: объяснять, почему сейчас семья может позволить себе одно, а другое — нет. Показывать, что деньги — это ресурс, а не источник табуированной тревоги.
В условиях бедности, когда девочка росла в стесненных обстоятельствах, любое обещание благополучия может показаться шансом. И часто это вопрос выживания. В таких случаях шансы отказаться от заманчивого предложения почти равны нулю.
Поэтому важно хотя бы научить отличать искреннюю помощь от манипуляции.
«Все равно когда поженимся, ты по специальности работать не будешь»
«Давай продадим твою квартиру и купим побольше — у нас же все общее»
«Я всем нужным обеспечу, тебе об этом думать не надо»
«Смотри, сколько расходов, когда ты работаешь за свои копейки: одежда, проезд, обеды, няня. Да еще и ребенок без мамы!»
Критерий простой — качество отношений. Нужно отличать реальную заботу и поддержку от попыток контроля и унижения. Если партнер начинает упрекать: «Я зарабатываю, а ты ничего не делаешь», это тревожный сигнал. За этим может стоять его собственная тревога и ощущение, что он недостаточно хороший муж. Но в любом случае это повод садиться и разговаривать: что происходит, почему появляются претензии.
Небезопасно, когда твоя опора вынесена на внешнего человека. Он может уйти, потерять работу, разлюбить. Куда устойчивее, если в семье есть две «опоры» — и у мамы, и у папы есть свои ресурсы. Тогда меньше тревоги, меньше агрессии.
Как научить говорить «нет»
Нужно научить девочку говорить «нет» подаркам и даже проявлениям заботы, если чувствуется, что они используются как инструмент манипуляции.
«Нет, мне важно поработать хотя бы год-два до брака и получить опыт»
«Нет, мы не будем продавать квартиру, которую я получила в наследство — планирую ее сдавать»
«Нет, я не могу принять от тебя такое дорогое украшение, пока еще мы не так близки»
«Нет, я все же собираюсь выйти из декрета на работу и рассчитываю на поддержку»
Важно понимать, что способность говорить «нет» закладывается с самого детства. Если ребенок говорит: «Не хочу надевать эти колготки», а родители отвечают: «И я много чего не хочу, но иду на работу», — это пример подавления. Уважение к детскому «нет» формирует чувство собственной субъектности. Девочка, которую слышат и воспринимают как отдельного человека, гораздо слабее поддается манипуляциям.
Кроме того, работа и заработок — это не только про деньги, но и про самореализацию. Это удовольствие заниматься любимым делом и получать за это вознаграждение. И именно это ощущение стоит транслировать дочери: финансовая независимость — это не отталкивание мужчины, а радость свободы и реализации.
Девочкам нужно транслировать именно эту мысль: ценно, когда кто-то о тебе заботится и дарит подарки, а ты в ответ можешь порадовать другого. Это не про зависимость, а про радость взаимности. Когда у каждого есть своя жизнь и свои ресурсы, а вы при этом вместе, — это и есть свобода и полноценная жизнь.
Как научить планированию
Первое, чему надо учить — планированию. Ребенок должен понимать: у меня есть желание, оно связано с деньгами, и я могу на это влиять. Источники денег могут быть разные: подарок на день рождения, карманные деньги от родителей, возможность подработать — присмотреть за ребенком или смонтировать ролик. Важно простроить связку: «есть цель → нужна сумма → я могу на нее повлиять».
Простой пример, ребенок говорит: «Хочу LEGO за 10 тысяч». Ответ: «Сейчас у меня нет 10 тысяч, давай запишем это как цель. У тебя есть подаренные деньги от бабушки, впереди день рождения. Давай посчитаем и составим план».
Только так можно устранить пропасть между «я хочу» и «это никак не достижимо» и научить понимать, какая сумма нужна, где ее взять, как распределить.
Что должна иметь девочка на случай трудной ситуации
Чтобы девочка могла сохранить себя в трудных ситуациях, важно учитывать следующее.
Первое: помочь сформировать структуру поддержки. Пусть будет список 3–5 людей, к которым можно обратиться. Задача родителей — войти в этот список.
Второе: обозначить внутренние опоры. Это качества, на которые можно опереться: выносливость, коммуникабельность, целеустремленность.
Внутренние опоры — это то, что удерживает человека, когда внешняя реальность качается. Это может быть вера в свои силы («я уже справлялась раньше»), способность трезво мыслить, умение
поддерживать себя, навык искать решения и просить о помощи.
Иногда внутренней опорой является смысл: я знаю, ради чего мне справляться со сложностями. Это не громкие слова, как пример можно привести родительство: как бы плохо ни было, я встаю и пробую снова, потому что мне важно заботиться о детях, их безопасность — мой смысл.
Третье: составить список возможных работ, ресурсов и источников «на крайний случай». Даже если профессия одна, навыки можно применить в разных сферах. Это создает ощущение уверенности: «я смогу заработать, если понадобится».
И четвертое: осознавать, что для тебя важно. Не обязательно называть это «ценностями», можно проще: что для меня значимо? Учеба, работа, отношения, дружба? Этот список помогает принимать решения и фильтровать предложения, которые идут вразрез с твоими принципами.
Это надо видеть, для нас любимых
Похожие новости
Оставить свои восхищения







