Что нас ослабляет - «Стиль жизни»
Брешь - это пробой, пролом в крепостной стене. Брешь делают специально, чтобы облегчить захват; через брешь в защите противник проникает в крепость или в организм. И тревога легче проникает в нашу душу, если есть бреши, проломы, слабые места.
Одиночество
Оно очень ослабляет нашу защиту. Когда человек один, ему трудно противостоять натиску тревоги. Одиночество само по себе способно вызвать тревогу, человек ведь социальное существо. Одиночество для него не вполне нормально. И одинокий человек испытывает тревогу, - хотя вроде меньше у него беспокойств и волнений, забот и переживаний из-за других...
Пониженная самооценка и неуверенность в себе
Сомнения в своих способностях и возможностях ослабляют нашу защиту. Когда человек низкого мнения о себе, когда он не верит в свою удачу, сомневается в успехе, тревога усиливается. И действительно мешает успеху и победе.
Бездействие, бездеятельность
- это громадная брешь. Вроде бы человек целый день пролежал на диване, - он был вне опасности, не перетрудился, отдохнул. А тревога усилилась. Чем меньше движений и осмысленной работы, тем опаснее тревога, тем сильнее ее разрушительное влияние.
И безверие
- тоже брешь. Огромный пролом в крепостной стене защиты. Если человек не верит в Самого Главного Командира, в кого-то, кто сильнее и выше его по своим возможностям, он ослабевает. И тревога порабощает его. Командиром может быть Бог, понимаете? Это не обязательно человек. Но это некто, кто знает, что делает. И отдает приказы, которые надо выполнять.
Вот это странный момент, но надо над ним хорошенько подумать. Кого мы слушаем и кому мы преданы? Есть ли у нас авторитет? Есть ли у нас Командир, которого мы считаем сильнее, умнее, опытнее себя, которому мы доверяем полностью? И на которого полагаемся в трудной ситуации...
Это философ и психолог Ролло Мэй изучал, как солдаты защищали себя от тревоги. В самое опасное время в самом опасном месте, - согласитесь, тревога там должна быть непрерывной. Но при этом участники исследования сохранили жизнь, здравый ум и нормальную психику. Как им это удалось? А вот так.
Их спасала непоколебимая вера в себя, даже самоуверенность. Они верили в свою неуязвимость. Верили, и все. Кто верит в себя и ценит себя, тот почему-то уверен и своей неуязвимости. И это спасает в трудное время, как ни
странно.
Их спасала кипучая деятельность. Чем опаснее было положение, тем активнее действовали эти люди. Они не сидели, сжавшись в комочек, не вели мрачные разговоры о том, что все пропало; они принимались за дело. А дел полно! Главное, погрузиться в работу с головой! И напряжение рассеется.
Они доверяли своим командирам. Потому что в тревожное время надо выполнять приказы и верить тем, кто их отдает. Сейчас нет смысла начинать дискуссии и саботаж, надо действовать так, как велит командир, лидер. Или Совесть. Бог. Тот, кто над нами, тот, в кого мы верим.
Надо заделать эти бреши в крепостной стене защиты. Вот этим надо заняться. Подумать о том, откуда к нам лезет Тревога, через какие пробои и проломы она проникает в наше сердце и отнимает силы? И что можно сделать, чтобы защитить себя и сохранить.
Анна Кирьянова