Загадки детского мира
Мы думаем, что знаем о наших детях все. Между тем, есть немало вещей, касающихся детства, о которых мы даже не догадываемся.
А ведь от них могут зависеть поведение ребенка, его успехи в учебе, взаимоотношения с окружающим миром и, наконец, дальнейшая судьба… Итак, вот результаты нескольких научных исследований.
Дети рождаются на свет с базовым набором знаний о мире
Об этом сказано в научной статье, опубликованной группой психологов из Университета Джонса Хопкинса (США) в издании Science.
К участию в исследовании психологи привлекли младенцев, которым на момент эксперимента исполнилось 11 месяцев. Им демонстрировали различные игрушки и показывали, как те функционируют. Например, как брошенный в стенку мячик отскакивает от нее и как игрушечная машинка падает с коробки. На следующем этапе экспериментаторы применили трюки, благодаря которым мячик стал «проходить» сквозь стенку, а машинка – летать по воздуху.
Если в первом случае дети не слишком заинтересовались происходящим, то во втором то, что происходило с мячиком и машинкой, вызвало у них явный интерес. Когда им позволили играть с этими предметами самим, они принялись экспериментировать, пытаясь повторить то, что видели перед этим: так, они били мячиком об стол, желая проверить, пройдет ли он сквозь столешницу, и бросали машинку с высоты, чтобы посмотреть, полетит ли она…
Было ясно, что искусственно созданная ситуация не является для них нормой. Малыши прекрасно понимали, что мяч не может просачиваться сквозь плотную поверхность, а машинка не может парить в воздухе без всякой поддержки. Это подтверждает гипотезу о том, что люди с самого рождения имеют объективное представление о мире. И уже на основе этих знаний они формируют пространную картину окружающей реальности.
Младенцы лучше запоминают положительные эмоции
В процессе исследования сотрудники Университета Бригама Янга во главе с Россом Фломом отслеживали движениями глаз грудных детей, когда те смотрели на монитор. Им демонстрировали видео с различными людьми. Одни из них говорили радостным голосом, другие - сердитым или нейтральным. После просмотра каждого ролика на экране появлялась та или иная геометрическая фигура. Потом младенцам показывали разные фигуры, включая и те, что они видели после ролика. При этом ученые фиксировали, как часто малыши переводили взгляд с одного изображения на другое и как долго они смотрели на каждую картинку.
Оказалось, что лучше всего грудничкам запоминались фигуры, ассоциировавшиеся для них с радостным голосом, а хуже всего – с сердитым. Руководитель исследования Росс Флом считает, что позитивные эмоции способствуют повышению концентрации внимания, а также обработке и запоминанию информации.
Дети рано осознают понятие справедливости
В прошлом году в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences была опубликована статья гарвардских исследователей, из которой следует, что уже к 6-8 годам у ребенка развивается понятие о справедливости.
Ученые собрали группу из 64 детей указанного возраста и предложили им поиграть в экономическую игру. В самом начале эксперимента ребятишек поделили на две команды – «синих» и «желтых». После нескольких сеансов игры всем детям продемонстрировали картинки, изображавшие в разных вариантах, как разделить шесть конфет между двумя детьми. Дети изображались схематически, в виде фигурки, одетой в кепку синего или желтого цвета.
В 80% случаев лакомство делилось «нечестным» образом. Скажем, одному ребенку доставались все шесть конфет, а второму – ни одной. Испытуемым при этом предлагалось исправить несправедливость, если они считали это нужным, отдав обделенному собственные конфеты. Около 40% малышей дали на это согласие.
Правда, выяснилось, что шестилетние дети чаще осуждают за «нечестность» участников из чужой команды (их они идентифицировали по цвету кепки) и сквозь пальцы смотрят на несправедливость, которую творят «свои». Что же касается восьмилетних участников, то они в большинстве случаев были объективны по отношению к членам и той, и другой команды.
Дети учатся лгать с семи лет
К такому интересному заключению пришли недавно исследователи из Университета Миннесоты (США), опубликовавшие свою работу в журнале Pediatrics.
В ходе эксперимента ребятишкам разного возраста демонстрировали, как кукла прячет в буфете конфеты. Когда куклу убирали из помещения, сладости перепрятывали в другое место. Детей спрашивали, где кукла будет искать конфеты, когда вернется. Трехлетние малыши указывали на новое место – они еще не понимали, что кукле неизвестно, что конфеты были перепрятаны. А вот четырехлетние детишки уже показывали на буфет.
На следующем этапе взрослым и детям в возрасте от трех до восьми лет предлагалась игра, в которой победителем считался тот, кому удавалось набрать максимальное количество стикеров. Каждый из участников имел право взять от одного до пяти стикеров, но при этом он мог оставить их себе лишь в том случае, если у него оказывалось меньше стикеров, чем у его
противника. Если же стикеров было больше, чем у соперника, то он все их терял. При одинаковом количестве взятых стикеров ни с чем оставались оба противника. Получалось, что самая выигрышная стратегия – брать один – максимум два стикера. В таком случае, даже если вы взяли два стикера, а ваш оппонент один, вы теряете минимум.
Однако так поступали только дети семи-восьми лет и взрослые. Те же, кто был младше семи, стремились взять стикеров как можно больше, так как им сказали, что в этом и состоит цель игры…
Авторы исследования предположили, что у малышей до семи лет просто недостаточно так называемой рабочей памяти, чтобы удержать в голове все необходимые данные.
Рабочая память как раз развивается к семи годам. Именно с этого возраста мы начинаем сознательно хитрить и обманывать, стараясь просчитывать последствия своих слов и поступков.